Утилизация медицинского оборудования и техники — одна из обязательных задач, которую необходимо выполнять в больницах, стоматологических кабинетах, профильных центрах или санаториях. Со временем устройства выходят из строя, и если своевременно не провести процедуру, то здоровью пациентов или работников учреждения может быть нанесен вред. Подобные ситуации грозят разнообразными административными штрафами, в размере от 10 000 руб. (для физических лиц) до 250000 руб. (для компаний), могут стать причиной временной приостановки деятельности, отзыва лицензии и даже привести к возбуждению уголовного дела.
Почему нужно периодически заменять устаревшее оборудование?
В результате поломки или при завершении срока эксплуатации возникает необходимость в замене рентген-аппаратов, томографов, насосов, дефибрилляторов и других устройств. Также списание медицинского технического оборудования проводится по причине обновления. С развитием науки в учреждениях внедряются более современные устройства, которые лучше выполняют заявленные функции, повышается производительность, болезни выявляются на ранних стадиях или улучшается качество процедур. И если администрация собирается купить медицинский холодильник новой модели, то понадобится правильно убрать старый аппарат.
Как перерабатывают списанные приборы
При замене устройств необходимо придерживаться определенных правил. Отхождения от регламента приведут к обязательной выплате внушительного административного взыскания. Также придется устранять обнаруженные проблемы в установленный контролирующими органами срок за счет бюджета. Требования к утилизации медицинского оборудования прописаны в постановлении Росздравнадзора №5224 от 30.06.09 г., а также в санитарно-гигиенических требованиях. Согласно нормативам проводится:
- экспертиза;
- демонтаж;
- разборка;
- вывоз;
- обработка материалов.
Самостоятельно проводить работы нельзя. Отсутствие должной квалификации запрещает медработникам заниматься утилизацией оборудования в медицинской организации. Неправильное уничтожение нефункционирующей техники или захоронение деталей приведет к загрязнению окружающей среды и наложению штрафа. Для выполнения поставленной задачи руководство больницы или поликлиники обязано обратиться в специализированную компанию, которая обладает разрешающей лицензией, и составить договор.
Порядок работ
Просто убрать находящуюся на балансе клиники аппаратуру нельзя. Для частных заведений работы согласовываются с вышестоящими должностными лицами. Это может быть учредитель или собственник. Списание медицинского оборудования в бюджетной организации проводится через представительство федерального органа, в ведении которого находится научная лаборатория, ветеринарная клиника или больница. Собирается комиссия, определяющая необходимость работ, и по результатам заключения выполняется поставленная задача.
Замена устаревших агрегатов проводится по определенной законодательством схеме, а также учитываются порядок и условия, прописанные в документации к оборудованию:
- Сначала проводится экспертная оценка состояния техники. Если устройство морально или физически устарело, а его узлы пришли в негодность и не подходят для дальнейшего применения, то составляется акт технического состояния. Документ является основанием для соответствующего списания.
- На основании заключения изделия снимаются с баланса медицинского учреждения.
- Оборудование демонтируется, а элементы упаковываются с соблюдением мер экологической и биологической безопасности.
- Аппаратура доставляется на производственную площадку компании, в которой был составлен акт на утилизацию.
- Устройство разбирается на составляющие компоненты. Полученные материалы сортируются в соответствии с типом или видом, а в дальнейшем отправляются на переработку или уничтожаются в зависимости от назначения.
- Непригодные для вторичного использования детали или материалы захоронят на официальных пунктах в соответствии с требованиями экологической безопасности.
- По завершении утилизации составляется акт выполненных работ, который отправляется заказчику.
Документы, которые включают полную смету и перечисление работ, передаются учредителям или владельцам частных клиник. Бюджетным организациям необходимо представить бумаги в Росздравнадзор и Росимущество для составления отчетности по использованным средствам.
На что обращать внимание при замене оборудования
Требования к утилизации медицинской техники в больницах регламентируют уничтожение аппаратуры, содержащей драгметаллы или материалы с ионным излучением. Такие устройства перерабатываются по определенным правилам.
В первом случае золото, серебро, платина или другие ценные металлы извлекаются и обрабатываются на специальном оборудовании. Полученные в процессе фракции отправляются на аффинажный завод. Предприятие проводит проверку лома и отходов драгметаллов, впоследствии полученные материалы перерабатываются и реализуются. Полученные средства, за вычетом стоимости работ, передаются заказчику и оформляются в виде поступлений в бюджет организации. Потом финансы могут использоваться по назначению: заказывается медицинская мебель для медицинских учреждений, приобретаются расходные материалы, экипировка, техника или необходимые для работы инструменты.
В соответствии с требованиями СанПиН, утвержденными санитарным главврачом РФ в документе № 91 от 07.07.2011 г., аппаратура, имеющая ионное излучение, утилизируется отдельно. Работы проводятся лицензированной компанией, которая организует комплекс технических и административных мероприятий, направленных на защиту населения и окружающей среды от опасного воздействия радиации:
- Составляется список предстоящих работ.
- Проводится техническая экспертиза, по результатам которой устанавливается, что оборудование неисправно, не подлежит ремонту или морально устарело и не может использоваться в дальнейшем по назначению.
- Демонтируется источник радиационного излучения, чтобы исключить его использование в будущем. Техника разбирается на компоненты, пакуется и вывозится.
- Проводится захоронение в соответствующей зоне с соблюдением правил экологической безопасности.
- Составляются акт о проведении захоронения, где указан объем выполненных работ и вид утилизируемой техники. Документы, а также копия лицензии исполнителя, разрешающей проводить разборку, переработку и уничтожение неисправного оборудования, предоставляются заказчику.
На основании полученных бумаг устройство снимается с баланса медицинского учреждения и может считаться окончательно утилизированным. После завершения работ следует обратиться к ответственному поставщику медицинского оборудования для закупки нового устройства взамен сломанной или устаревшей техники.
Заключение
Списание вышедшего из строя оборудования – это комплекс специфических организационных, административных и технических работ, который требует строгой отчетности. Его неправильное выполнение влечет наложение административного штрафа на юридические и физические лица, поэтому необходимо придерживаться регламента, прописанного в санитарных, гигиенических и других нормативных документах.